В далеком 2001 первый в истории «Оскар» за лучший полнометражный мультфильм достался лысому, толстому, зеленому и тем не менее очень обаятельному огру, чья доброта и искренность покорила зрителей по всему миру. С тех пор образ изгоя-романтика, внешне непривлекательного и замкнутого, но способного на настоящий подвиг ради того, кто ему дорог, прочно укоренился в современной культуре. Герой этой игры – безымянный глупец – во многом напоминает сегодняшнего юбиляра.
«Вы не убили дракона?!»
Помнится, спасая Фиону из замка прекрасной драконши, Шрек оставил охранницу в живых. Хотя метод извлечения принцессы из здания оказался, по меньшей мере, нетрадиционным, обошлось без жертв. Более того, дракон и людоед очень подружились. В «Глупце» основа поведения героя оказалась та же – трезво оценив свои силы (и узрев пару жертв огнедышащего нахала), герой отказался действовать «как все». Зачем, спрашивается, снимать зуб с мертвого зверя, когда и спящий сгодится? Однако рыцарь и дракон оказались далеко не такими сговорчивыми (или сказалось отсутствие Осла). Зверь очень рассердился, не досчитавшись одного клыка, и расстроил свадьбу «победителя» и «трофейной» принцессы.
«Да какой вы рыцарь?!» - «Да какой уж есть.»
Вообразите себе прекрасного принца или благородного рыцаря. А теперь выверните ваши представления наизнанку – и перед вами появится наш герой. Нескладный, растрепанный, щупленький рыжий парнишка-селянин. С такой комплекцией даже оружейнику трудно придется, не то, что господину. Нашего героя не воспринимали всерьез при дворе, но доброта и искренность позволили ему найти друзей и помощников за пределами королевства. А живой и пытливый ум, коего у него, вопреки названию игры, оказалось в изобилии, не раз выручал своего хозяина.
«Давным давно, в одном далеком королевстве…»
Под убаюкивающий голос рассказчика мы попадаем в обыкновенное сказочное королевство. Больше обыкновенное, чем сказочное. Ну дракон, ну волшебные снадобья… Это есть в любой уважающей себя сказке. Зато люди живут совершенно реальные, и сказочно высокой моралью даже не пахнет. Именно королевство Far Far Away, где находилось болото Шрека, первым было «спущено с небес на землю». Его обитатели не просто отражали пороки и добродетели человечества, а стали пародией на современную Америку. Вокруг нашего глупца создалась похожая атмосфера – персонажи с удовольствием перекладывают ответственность друг на друга, а в отсутствии «козла отпущения» сваливают работу на бедного парня.
«Долго и счастливо»
Сказка без избитой концовки – не сказка. Звон свадебных колоколов – единственное, что успокоит ребенка, только что перечитавшего сцену кровопролитной битвы или жестокого предательства. Но современная сказка – не только для детей. Лучшие истории приятно почитать или послушать в любом возрасте. Чтобы угодить «этим нудным взрослым», одной счастливой концовки мало, очень важно все, что случается «по пути». А это и юмор (как бытовой, так и политический, и профессиональный), и интересные взаимоотношения, и просто колоритный второстепенный персонаж. Современную сказку рассматривают, будто под микроскопом, а лучшие из них моментально расходятся на цитаты. Таким создали «Шрека», таким идеалом руководствовались создатели «Глупца». В игре упор делается непосредственно на сценарий и игровую механику, эту игру скорее назовешь красивой, нежели атмосферной. Тем не менее, можно найти много забавных подробностей, органично вплетенных в основной контекст.
Плюсы:
+ Самые приятные общие впечатления от игры. От первого до последнего кадра она не вызвала нареканий, не было ни вылетов, ни зависаний.
+ Красивые, качественные анимационные заставки, предваряющие каждую главу. Мультфильмы сопровождаются закадровым чтением «от автора», очень удачный выбор голоса.
+ Интересные, характерные реплики второстепенных персонажей. Над их образом и внешностью также хорошо поработали.
+ Совершенно разные по своему духу главы игры: мистический загробный мир, прагматичный индустриальный, философски направленный античный (хотя последнее – скорее, сплав из Античности, Атлантиды и мифов об НЛО).
+ Соблюден баланс поиска/квеста/мини-игр, выбор сделан в пользу последних двух опций. Локаций «я ищу» очень немного, предметы в них отлично читаются и не меняют своего положения. При этом штрафов за мультиклик не предусмотрено.
+ Трудную или надоевшую (при повторном прохождении) мини-игру можно свободно пропустить.
+ Интересный момент геймплея – «переодевание»: стража спокойно отреагирует на рыцаря, кладбищенский сторож – на призрака (привет Малютке-привидению из Вазастана), дракон – на сородича.
+ Удачный выбор музыкального сопровождения.
+ Удобный интерфейс
+ Принцесса, за которую стоит сражаться
Минусы:
- Стоило похвалить игру в «плюсах» и запустить ее перед написанием «минусов», как она образцово-показательно вылетела (во многом это связывают с операционной системой, под Win7 «летает» очень много игр).
- Хотелось бы переиграть наиболее значимые мини-игры отдельно от сюжета, игра таких возможностей не предоставляет.
- С поиском в квестовых локациях, в случае неудачи, придется повозиться, т.к. подсказка в них отсутствует.
- «Катание на поезде» довольно длинное, и каждый раз приходится ждать отведенное время.
- Насторожило протяжное «Глууупеем» на экране загрузки.
Графика:
Ставшее традиционным сочетание 2D фонов и 3D предметов в квестовых локациях, полностью двумерное «я ищу». Вся игра решена в чистых, чуть приглушенных и приятных глазу цветах.
Геймплей:
Среди жанров четкий акцент делается на квест-головоломку. Присутствуют вставки в виде поиска и логических мини-игр. В основном сюжете отсутствует подсказка, в результате чего игра иногда превращается в разброд и шатание по локациям, пока не будет найден «коварный ящичек» с недостающим объектом.
Заключение:
Игра определенно не перегонит Шрека по популярности, но найдет своих поклонников как в отъявленных казуальщиках, так и в простых любителях хорошей современной сказки. Я прошла игру с удовольствием, чего и вам желаю.
Спасибо, Невософт!