Герои неба: Вторая Мировая 

Компьютерные
Размер файла: 42Mb
03.07.2014 03:58
Очередная «стрелялка» или…
«Так, что тут у нас? Режим тренировочный?.. Обойдёмся без него», – Алексей выбрал кампанию, режим, самолёт и первую из двух доступных миссий.
Вот и голубое небо, земля внизу. Ощущение полёта. (Управлять можно «мышкой». Вниз, вверх, вправо, влево). Летим! Замечательно. Нравится окружающий пейзаж, отБлески заката.
На экране маячит фигурка самолёта синего цвета (не настоящий самолёт, а указатель) и текст, предлагающий направиться в квадрат В4. Где он, этот квадрат?.. Направляемся за синей фигуркой.
Мотор ровно гудит. Внизу проплывают деревья, дороги, строения, техника. Интересно. Можно спуститься ниже и разглядеть получше.

Синяя фигурка внезапно исчезла и на экране, как цифры на циферблате, появились подобные ей фигурки самолётов, окрашенных в красный цвет: две с одной стороны и ещё одна – с противоположной. Сообразив, что это противник, Алексей сделал разворот в сторону одиночной фигуры и пошёл на сближение. Вскоре на радаре, расположенном в панели кабины справа, появилась красная приближающаяся точка, а через некоторое время показался и сам самолёт. Поймав его в перекрестье прицела Алексей нажал на клавишу «Пробел», раздалась пулемётная очередь. Ещё одна. Ещё. Удерживать прицел почему-то не удавалось, а самолёт всё приближался. Вот и на его крыльях замерцали огоньки, послышался неприятный, резкий звук попаданий (количество «жизни» уменьшилось), самолёт ещё больше увеличился в размерах и, отвернув, исчез из поля зрения.
Дальше началось нечто невообразимое. Алексей метался, пытаясь обнаружить врага, иногда это получалось, но как-то неудачно (курсы довольно быстро расходились и атака срывалась), а тут подоспели ещё два.
Теперь вражеский самолёт попадал в поле зрения чаще, но легче от этого не стало. Пули, казалось, летят в синее небо, не причиняя вреда противнику, а собственный самолёт сотрясается от попаданий. Через какое-то время пулемёт замолчал («Неужели закончились патроны?!!..»), но потом ожил, работая, правда, с перебоями: то стреляет, то – нет. Пытаясь бороться Алексей совершал какие-то хаотичные манёвры – это почти не помогало. Однажды, о радость, удалось зайти в хвост одному из противников, но очередь, выпущенная в упор, оказалась бесполезной, а изумление от такой стрельбы вскоре сменилось досадой: он обогнал вражеский самолёт и уже самому пришлось спасаться бегством.
Время шло незаметно, как вдруг отказало управление, а вниз (с высоты ему было хорошо видно) рухнул пылающий самолёт и врезался в землю. Мелькнула мысль: «Неужели кого-то сбил?..», – но это, оказывается, был его самолёт, о чём и уведомило текстовое сообщение, до появления которого он успел увидеть, как спокойно разлетаются вражеские истребители, выполнившие свою задачу.

Оправившись от первого потрясения Алексей попытался повоевать во второй миссии. Здесь рядом оказались союзники, вступившие в схватку, но от него толку не было и, помаявшись, он сам вышел из боя. Нужно, очень нужно было, как оказалось, научиться вначале летать и стрелять, и только после этого зачисляться в боевой полк. С этими мыслями он и отправился на режим «Тренировка».
***

На этом, обучающем, режиме учат базовым навыкам: увеличению и уменьшению тяги двигателя (соответственно и скорости самолёта), ориентированию по карте (где вся местность поделена на квадраты), стрельбе по неподвижным наземным (мишени) и воздушным (аэростаты) целям. В конце тренировки – учебный бой с одиночным противником. Дальнейшее обучение проходит в боевой обстановке как осмысление различных ситуаций, возникающих в воздухе.

Небольшое дополнение к тренировочному режиму. Нажатие клавиши Shift включает режим «Бинокль», что позволяет вести прицельную стрельбу на дальней дистанции. Клавиши A и Z, соответственно увеличивают и уменьшают тягу. Клавиша «Пробел» (и левая кнопка «мыши») – пулемётный огонь (если выбран «Пулемёт») или сброс бомб (если переключили на «Бомбы»). Клавиша Alt – пуск ракеты. Можно управлять одной рукой.
Маневрирование – «мышью». Переключение вооружения (пулемёты, бомбы) и проверка количества имеющихся на борту ракет (переключением на «Ракеты») удобно производить колёсиком «мыши».
Такое управление самолётом, как мне кажется, наиболее удобно.

Итак, какой самолёт мы получаем в своё распоряжение?
Нам предлагаются несколько кампаний, где мы можем воевать в составе ВВС той или иной страны и, соответственно, модели (некоторые) самолётов, использовавшихся этой страной во Второй Мировой войне. Модели разные, указаны их характеристики, но это нисколько не влияет на поведение нашего самолёта в бою. Со сменой модели изменяется только внешний вид, характеристики же остаются неизменными.

Самолёт, предоставляемый нам, уникален.
Он обладает скоростью, превышающей скорость самолётов союзников и противников (к слову, их свойства одинаковы также, независимо от моделей, за исключением некоторых миссий, где исполняющие роль Бомбардировщиков движутся медленнее истребителей). Однако, по мере повреждения тяга нашего самолёта уменьшается. Сильно повреждённый (едва живой) самолёт, продолжая обладать высокой манёвренностью, уже не может оторваться от преследователей.
Хорошее бронирование. В то время как другие самолёты могут буквально взорваться в воздухе от удачной пулемётной очереди, с нами такого не происходит, потеря «жизни» составляет всего 1-2 очка (если не выйти вовремя из-под атаки и попадания будут идти одно за другим «жизнь» довольно быстро уменьшится). Пролетевшая рядом ракета способна сбить несколько самолётов, а нам снимает до 27 очков. Даже удар о дерево наш самолёт способен выдержать (снимается 15 очков «жизни»). Но стоит за-деть здание, трубу котельной, мост, зенитную вышку, аэростат, даже высокую антенну машины радиосвязи и полёт окончен.
А вот столкновения с самолётами можно не опасаться. В то время как остальные об этом заботятся, уклоняются друг от друга и от нашего самолёта на виражах (иногда врезаясь из-за этого в землю или иное препятствие), мы запросто можем пролететь через зазевавшийся самолёт без малейшего ущерба для себя и него. То же самое происходит и со столбами освещения. (Всё это можно испробовать на собственном опыте, чтобы точно знать, что опасно, а что – нет).
Одним из важнейших достоинств является манёвренность. Правда, чувствительность к движению "мышки" затрудняет прицеливание, но к этому можно приноровиться.
И ещё одно преимущество, относящееся к управлению. Опыт показывает – в бою нужно научиться выживать, беречь самолёт от повреждений. Труднее попасть в цель низко летящую, приметив это постараемся научиться летать на предельно низких высотах (150-200 м), огибая рельеф местности на максимальной тяге. Таким образом в бою, сближаясь на встречных курсах, окажемся ниже даже низко летящих противников, идущих на высоте 350-400 м.
Благодаря тренировкам вырабатывается навык визуальной оценки положения над землёй при «стелющемся» полёте, что позволяет больше уделять внимания происходящему вокруг.
Хорошо бы научиться быстро достигать спасительной высоты. Для этого с 3500 м будем направлять самолёт почти вертикально вниз на максимальной тяге, выводя в горизонталь у самой земли.
В качестве упражнений в маневрировании можно также предложить полёты на низкой высоте (на тяге 60) среди многоэтажных домов в посёлках: пролетать вдоль улиц, поворачивать на перекрёстках, между домами (адреналина будет хоть отбавляй :)))) ). Это способствует развитию чувства габаритов и поможет в боевых ситуациях.
Для изучения поведения других самолётов и выработки навыков взаимодействия с ними можно «пристраиваться в хвост» союзнику или одинокому противнику, когда позволяют обстоятельства, и держаться, регулируя уровень тяги, изучая таким образом повадки иных самолётов и приноравливаясь к ним. А если это противник, то и постреливая не торопясь, выявляя уязвимые места. (Это удобно, например, в первой миссии, где атакуют группами: оставив из группы одного (уничтожив остальных), полетать за ним на хвосте. И так – с каждой группой).

С земли нас подстерегает угроза – огневые точки: вышки, орудия, танки, автомобили, доты (в том числе и замаскированные под здания), аэростаты. В неактивном состоянии они опасности не представляют и на карте (F2) не отображаются. В активном состоянии выделены на карте синим цветом. При подлёте к таким объектам на среднюю дистанцию видим как они начинают мигать (вспышки света), а затем открывают огонь. Стреляют метко, способны нанести ощутимый урон. Высота 3500 м не спасает. Как и истребителям, им труднее вести огонь по низко летящей цели.
Чтобы не попадать под двойной обстрел (истребителей и зениток) активные огневые точки лучше, по возможности, нейтрализовать.

В некоторых миссиях перед нами ставятся задачи, относящиеся к штурмовой авиации: уничтожение различных наземных объектов. Для успешного выполнения нужно упражняться. Отработаем поражение наземных целей на средней тяге, с высот 1000-1200 м. Затем научимся делать то же самое на максимальной тяге при низкой высоте полёта (взрывная волна и осколки разрушенных объектов не наносят повреждения нашему самолёту), уничтожая с дальнего расстояния пулемётным огнём, со среднего – ракетами, с ближнего – бомбами, стараясь нанести максимальный урон за один проход. Полёт на низкой высоте убережёт самолёт от множественных повреждений при атаке объектов, защищённых зенитными установками, в условиях недостатка времени на выполнение задачи (когда нас прикрывают соратники и гибнут из-за долгого промедления) или когда на хвосте группа вражеских истребителей и бой с ними в данной миссии до уничтожения наземных объектов бесполезен (вместо сбитых тут же появляются новые).
Вообще, уничтожение наземных целей – задача непростая. Поэтому хорошо бы использовать представляющиеся возможности для тренировки. В некоторых миссиях для завершения предлагается лететь в определённый квадрат, но вместо этого можно отправиться на поиски баз противника, в места расположения техники и израсходовать имеющийся на борту запас бомб и ракет, приобретая таким образом драгоценный опыт. Можно обращать внимание на расположение объектов противника на карте и запоминать. В дальнейшем всё это пригодится.
Запас топлива в каждой миссии неограничен.

Есть у нашего самолёта и недостатки.
Разброс пуль при стрельбе (у основного пулемёта меньше, у дополнительного – больше). Этот недостаток присущ и другим самолётам.
Предельная высота полёта (3500 м) ниже высоты на которую могут забираться другие (что, однако, не спасает их от наших пулемётных очередей, сводя превосходство к нулю).
Каждая миссия начинается и завершается в воздухе. Совершить посадку невозможно: соприкосновение с землёй выпущенных шасси (даже на шоссе, на минимальной скорости) приводит к гибели самолёта.
Нам предлагаются на выбор несколько видов: обзорный (взгляд на самолёт с земли), самолётик (управляем самолётом как авиамоделью, наблюдая сзади), вид из кабины и вид «с пропеллера». Последний можно условно отнести к виду из кабины с улучшенным обзором, позволяющим вести бой на максимально низких высотах. Обзор из кабины (даже вид «с пропеллера») весьма ограничен. Земля и небо – впереди, по курсу. Что происходит по сторонам и вверху не видно. Нет возможности оглядеться. На вираже по горизонтали самолёт накреняется незначительно (всего на несколько градусов), что происходит внизу таким образом не разглядишь. Можно, медленно совершая «мёртвую петлю» перевести самолёт в положение «колёсами кверху» и таким образом увидеть, что происходит под нами на земле (но лететь в таком положении трудно и польза от этих полётов одна – не растеряться, оказавшись во время боя в таком положении (самолёт выводится движением «мышки» в обратную сторону)).
Искусственно недостаток обзора восполняется с помощью клавиш V (открывается вид снизу) и B (вид сзади). Остальной обзор – маневрированием. Направили самолёт в одну сторону, в другую – вот и осмотрелись.
В дополнение к этому:
1. Радар (на панели справа).
2. Указатели самолётов союзников и противников, в виде зелёных и красных фигурок соответственно, появляющихся на экране как деления на циферблате и указывающих, с какой стороны по горизонтали находится тот или иной самолёт (особенно важно для ориентирования в ближнем бою).
3. Карта, на которой видно, где именно находятся самолёты и куда они движутся. (Клавишей F2, открывающей (и закрывающей) карту, будем пользоваться регулярно для оценки ситуации).

«Жизнь» во время прохождения миссии периодически восстанавливается. Это связано с выполнением некоторых промежуточных заданий. Количество добавляемой «жизни» различно.


Вооружение.
Основной и дополнительный пулемёты, пользоваться которыми можно только раздельно, переключая управление на более удобный с нашей точки зрения в данной ситуации. Основной стреляет более кучно, но быстро перегревается (перегрев приводит к временному прекращению стрельбы), поэтому огонь лучше вести очередями прицельными, но короткими, давая возможность пулемёту остывать. Дополнительный менее точен, но и перегревается медленнее, что позволяет вести стрельбу длинными очередями. Боезапас неограничен.
И основной, и дополнительный пулемёты способны уничтожать объекты на дальней дистанции. (Пулемёты противников и союзников слабее, что вынуждает их сближаться с атакуемой целью до расстояния средней дистанции и только после этого открывать огонь).
Пулемётным огнём в этой игре можно уничтожить любые цели, включая танки и многоэтажные здания.
На борту при каждом вылете имеется 5 бомб для уничтожения наземных целей (в местах скопления объектов одна бомба уничтожает одновременно несколько). Вес – 50 или 100 кг – выбираем сами, переключением, по желанию.
Ракеты для уничтожения воздушных и наземных целей – грозное оружие на средней и ближней дистанции. Способны уничтожать одновременно несколько объектов (воздушных или наземных), находящихся недалеко друг от друга. При этом урон наносится больше, чем от применения бомб. Ракета появляется на борту после каждого сбитого пулемётным огнём самолёта противника (в некоторых миссиях имеется несколько штук на борту в самом начале, но чаще – 0). Добыть ракет в большом сражении можно сколько угодно, на манёвренности и скорости это никак не отражается.
Типов ракет предлагается три: «воздух-воздух», «воздух-земля» и «самонаведение». У первых двух особого отличия не замечено. Третий интересен внешним эффектом: при наведении прицела на движущийся воздушный объект (самолёт) захват цели обозначается появлением на этом объекте движущегося кружочка, состоящего из светящихся жёлтых точек. Красиво, интересно, при атаке с хвоста – безопасно, но опасно на встречных курсах: приходится сближаться с противником до средней дистанции находясь в зоне поражения его пулемётов, чем он и не преминет воспользоваться пока мы осуществляем «захват цели».
Если не тратить время на выбор, переключение и эффекты, а использовать для пуска ракет клавишу Alt, то появляется возможность не только чаще атаковать, но и вовремя уходить с линии атаки противника, что особенно важно в бою против нескольких самолётов. Для поражения воздушной цели не обязательно в неё попасть, достаточно чтобы ракета прошла рядом. Спастись от неё можно только резко уклонившись в сторону.
Когда рядом союзники, нужно проявлять большую осторожность: ракета поражает ближайшую цель, не разбирая, где – свой, где – чужой.

Наши противники (как и союзники) исключительно мужественны, вступают в бой независимо от количества врагов, сражаются до конца. Довольно метко стреляют. Разделяются в бою, чтобы атаковать с разных сторон. И, хотя набор манёвров у них невелик, способны заманить самолёт преследователя на какое-нибудь препятствие, о которое он и разобьётся, если, увлекшись, забудет об осторожности.
Нам противостоят лёгкие и тяжёлые истребители. В ближнем бою сбить тяжёлый двухмоторный несколько труднее, чем одномоторный лёгкий. Пулемётов, расположенных сзади, можно не опасаться.
Не всегда лётчикам удаётся покинуть сбитый самолет: погибают при взрыве или от пуль. Тех, кому удалось выбраться с парашютом, вовсе не обязательно пытаться расстреливать.

Союзники. Наши боевые соратники. В большинстве миссий их крайне мало (мы сражаемся с превосходящими силами врагов). Нередко они гибнут в неравных схватках, чаще сражённые пулемётными очередями (или ракетами) на встречных курсах. Связи с ними нет. Воюют каждый сам по себе, иногда вместе. Стратегия – атака ближайшего самолёта противника.
Если присоединиться к одному из них и использовать возможности своих пулемётов, ракет и манёвренности, защищая товарища, стараясь если и не уничтожить, то хотя бы отвлечь внимание врагов на себя, вырываясь за счёт большей скорости вперёд, и навязывая уцелевшим противникам манёвренный бой (где с подоспевшим соратником и добивать оставшихся), то побеждать становится легче.
Можно постепенно собрать группу союзников (обычно не превышающую 4), стараясь постоянно оказываться впереди и первым завязывать бой с приближающимся врагом. «Сам погибай, а товарища выручай». Но бывает и так, что враги начинают появляться целыми группами по 5 самолётов одна за другой, с завидной периодичностью, тогда-то и сказывается верность поговорки. Один погиб бы, а группой отбиваетесь и даже можете победить. Старался спасти боевых товарищей, а теперь они спасают тебя.
И ещё хотелось бы предостеречь. При маневрировании в ближнем бою тот или иной из соратников оказываются в зоне действия наших пулемётов. Горько и больно, выпустив очередь по врагу, ранить, а то и сбить своего. Каково это в реальном бою... Приходится действовать аккуратно. Обращать внимание не только на перемещения врагов, но и своих.
В некоторых миссиях приходится оставлять товарищей для выполнения задания (без чего враги будут сыпаться на поле боя как из рога изобилия), но и в этом случае можно попытаться уничтожить какую-то часть противников по пути следования в заданный квадрат.

Отдельно хотелось бы сказать о музыкальном сопровождении.
В игре многое сделано с целью приблизить участника к реальности, чтобы экран на время прохождения миссии исчезал и человек оказывался на войне, а бравурное муз.сопровождение, напротив, возвращает в атмосферу этаких залихватских стрелялкиных похождений. Если его отключить в настройках («Установки»), игра, на мой взгляд, станет только лучше, серьёзнее.

Мои познания в фигурах высшего пилотажа оставляют желать лучшего, поэтому при описании происходящего пользовался своими словами. Прошу прощения за возможные неточности.

***

Бой шёл уже несколько часов. Немецкие истребители поднимались в воздух, брали курс на квадрат В8 и через некоторое время связь с ними обрывалась. Странность происходящего усугублялась тем, что, по донесениям, там находился всего один истребитель противника.

Это происходило в миссии «Налёт на территорию Германии». Алексей, проходивший её не раз, разгромил все требующиеся объекты за исключением одного, из первого задания. Ему хотелось испытать себя: дать бой врагам в одиночку, сокрушать их, сколько сможет. Пока не уничтожен оставленный объект, они будут появляться (в разных местах, одновременно в воздухе до 5 самолётов).
За плечами было уже немало сражений. Он научился беречь самолёт (первую миссию проходил без единого повреждения). Квадрат этот выбрал не случайно. Два гребня холмов сходились здесь, образуя угол со скалистой вершиной. Перелетая через неё вражеские самолёты высоко «подпрыгивали» становясь удобной мишенью для того, кто находился внизу. Кто-то из них облетал вершину по склонам и Алексей перемещался на противоположную сторону, чтобы совершив манёвр зайти в хвост непрошеным гостям. Большинство уничтожал пулемётным огнём, но подлетавшую группу встречал ракетами добивая оставшихся из пулемётов. Также, по возможности, вылетал из-за укрытия навстречу очередным самолётам, расстреливая, кого мог, с дальнего расстояния и вновь устремляясь за склон.

Когда число сбитых противников достигло 685 (над равниной вряд ли бы удалось одолеть и 200) Алексей направил свой дымящийся самолёт к оставшемуся объекту – зенитной вышке. «Жизни» оставалось всего «10». Сверившись по карте (F2) он с удовлетворением отметил, что успеет раньше немцев. Вот и объект. Включив «Бинокль» навёл прицел и открыл огонь. Было хорошо видно как полоса «жизни» уменьшается до нуля и вышку охватывает пламя.
Когда она догорела «жизнь» железного друга восполнилась и на экране высветилось последнее задание: уничтожить ещё 15 самолётов. Имея большой запас ракет сделать это было не трудно.

Теперь можно было перейти на средний режим сложности – «Опытный».
Каково же было его изумление, когда в первой миссии прорвавшийся на среднюю дистанцию противник атаковал ракетой!!! Увидев отделяющийся от вражеского самолёта огненный шар Алексей оторопел. Как в замедленной съёмке шар уверенно пошёл на него и рука сама резко бросила самолёт в сторону, в то время как глаза продолжали сопровождать проносящееся мимо, вытягивающееся в цилиндр, искрящееся чудовище. Над полем боя разворачивалась совсем другая война… Лишь цель оставалась прежней – победить.
Плюсы:
Реалистичность (хотя и с некоторыми условностями). Изменяются погода, время суток. Огонь и дым над поражёнными объектами ухудшают видимость (при уничтожении моста дым расстилается в небе пеленой на длительное время), туман, облака. При движении в сторону солнца свет слепит глаза (трудно разглядеть, что происходит впереди).
Вид из кабины (в том числе «с пропеллера») создаёт эффект непосредственного участия в происходящих событиях, усиливающийся при сближении с другими самолётами на малую дистанцию. (При этом полоса над самолётом союзника или противника, показывающая количество его «жизни» и принадлежность (друг – враг), исчезает и создаётся впечатление присутствия в настоящем бою. Нужно уметь быстро определить вид такого самолёта. Следить за его перемещениями становится труднее, особенно летящего ниже, на фоне наземных объектов).
Подраненный, горящий самолёт противника может, полетав некоторое время, упасть самостоятельно. В этом случае он не засчитывается как сбитый. То же относится и к тем, кто в результате неудачного маневрирования врезался в землю или в какой-либо объект.
При снижении скорости до определённой величины (в этой игре – около 80) самолёт заваливается в штопор.
Бой над водой, над равниной и над холмами имеет свои особенности. (Над водой труднее визуально определять высоту и при полёте на 150-200 м приходится часто поглядывать на высотомер. За холмом можно спрятаться от обстрела, а маневрируя вдоль склонов в ближнем бою затруднять врагам прицеливание).
Среди наземных объектов имеются и зенитки, ведущие ответный огонь.
Возможность воевать за различные страны на разных моделях.
В кампании предлагается выполнить 33 миссии: уничтожение самолётов противника, наземных целей, защита собственных наземных объектов от бомбардировщиков.
В одной и той же миссии начало может иметь некоторые различия.
3 режима сложности прохождения. (Начиная со среднего, «Опытный», в арсенале врагов и союзников появляются ракеты).
В некоторых миссиях недостаток опыта не позволяет уничтожить наземные объекты активно охраняемые превосходящими силами истребителей противника: вместо каждого сбитого в небе появляется новый. Есть возможность совершить перелёт «через океан» и, оказавшись на противоположной стороне карты, действовать, при необходимости опять улетая от преследователей, с тем, чтобы подобраться к объектам с противоположной стороны. (Военная хитрость. :))) )
Для любителей манёвренного воздушного боя имеется отдельная от кампаний миссия «Тревога», в которой можно вдоволь повоевать. В ней также выбирается один из трёх режимов сложности. Взамен сбитого, нам, по желанию, предоставляется новый самолёт и прохождение миссии можно продолжить (в отличие от миссий кампании, где приходится начинать сначала).
Предусмотрены декоративные возможности (выпустить-убрать шасси, закрыть-открыть фонарь кабины, включить-выключить сигнальные огни), которые хотя и не имеют практического значения, но также оживляют игру, внося разнообразие.
Минусы:
Невозможность совершить взлёт и посадку.
От перемены модели самолёта характеристики его не изменяются.
Ограниченный обзор из кабины самолёта. Нет возможности оглядеться.
Пулемёты, расположенные сзади не стреляют.
Танки и автомобили неподвижны.
Большинство наземных объектов в миссии неактивны.
Карта одна для всех кампаний.
Переход на другую кампанию (а также в режим «Тренировка», или стоящую особняком миссию «Тревога») приводит к потере данных по предыдущей: все достигнутые успехи аннулируются, ставшие доступными (в результате победоносного прохождения) миссии вновь закрываются.
Музыкальное сопровождение неудачное.
Графика:
Для игры такого уровня хорошая.
Геймплей:
Любителям летать скучать не придётся.
Заключение:
Эта игра, при её относительной простоте, является прекрасным упражнением для тех, кто вырос из детских леталок-стрелялок, но ещё не решается приступить к сложным симуляторам воздушного боя, максимально приближающим участников к реальности. У научившегося воевать здесь может возникнуть желание ознакомиться и с ними и таким образом стать ближе к когорте хотя и компьютерных, но лётчиков.